Проблемы с запуском дизельного двигателя — причины возникновения
Основной источник проблемы с запуском — образование кристаллов парафина в дизельном топливе при низких температурах, что приводит к тому, что оно превращается в желе. Далее следует закупорка, которая нарушает пропускную способность, а значит количество топлива, поступающего в двигатель, уменьшается. Результат — снижение мощности мотора (он глохнет).
Предотвратить загустение можно следующим способом: в дизельное топливо нужно добавить керосин, бензин специальные присадки. Стоит заметить, что этот метод эффективен не всегда. Он имеет ряд ограничений. Кроме того, присадки могут быть низкого качества, что может нанести непоправимый вред мотору. Иногда и само топливо некачественное или не соответствует сезону, что также неблагоприятно скажется на работе топливного фильтра.
Дизельное топливо — температурные характеристики
Температурные характеристики ДТ предусмотрены ГОСТ 305-82. Требования следующие:
-
температура застывания топлива, рассчитанного на использование в зимних условиях в местностях с умеренным климатом должна быть не более –35°С;
-
температура помутнения аналогичного продукта должна быть не более –25°С.
Конечно, топливо в дизеле соответствует ГОСТ далеко не всегда. Поэтому реальная температура может изменяться, а диапазон изменений можно проверить исключительно на практике. Чаще всего нормальное функционирование двигателя возможно только при температуре не ниже -20°. Сегодня уже существует проект нового стандарта, в котором будут описаны новые требования к дизельным двигателям, используемым в холодное время года. В частности низшие температурные пределы будут следующими:
-
-20°C при запуске мотора,
-
–15°C при запуске дизельного двигателя;
-
–10°C при использовании турбированного двигателя.
В случае применения специальных устройств для облегчения запуска указанные значения могут быть ниже (–30, –25 и –22°C), что указано в примечании к акту.
Из этого следует, что в случае повреждений дизеля при более низкой температуре автовладельцу могут отказать в обслуживании, а также в гарантийном ремонте. Часто зарубежные производители не учитывают особенности климата нашего региона, в связи с чем автомобили попросту не адаптированы для эксплуатации в условиях холодных морозных зим нашей страны.
Как облегчить старт авто при низких температурах?
Наиболее эффективный метод — подогрев дизельного топлива. Для облегчения работы топливного насоса можно подогревать бак. Однако это может вызвать замерзание солярки в процессе движения по топливопроводу. А это значит, что нужно утеплять и топливопровод. Самое важное — подогреть топливный фильтр надлежащим образом. Ведь именно в нем скапливается основная часть парафина, который образуется при низкой температуре.
Зачем подогревать топливный фильтр?
Вот проблемы, с которыми сталкиваются автовладельцы в холодное время года:
-
сложности с запуском мотора;
-
снижение мощности дизельного двигателя;
-
провалы в работе дизеля.
Причина всех описанных явлений — парафин. Он входит в состав дизельного топлива и кристаллизуется при значительном снижении температуры. Функции фильтра нарушаются (подача топлива прекращается или осуществляется в неполном объеме) вследствие того, что размеры кристаллов парафина превышают размер его пор.
Кустарные методы — стоит ли к ним прибегать?
В борьбе с парафином автомобилисты импровизируют и прибегают к довольно сомнительным методам, а именно: подогревают фильтры паяльными лампами и факелами, смешивают топливо с керосином и бензином. Не стоит пробовать эти способы. Они не только могут спровоцировать ряд негативных последствий, но и попросту неудобны. Тем более, что существуют проверенные работающие методы.Присадки депрессаторы или электрические подогреватели? Что выбрать?
В начале рассмотрим присадки.Использование специальных присадок или депрессаторов, а также устройств, которые работают на электрической или тосольной основе — самый актуальный метод борьбы с парафином на сегодня. В результате их использования образование крупных парафиновых кристаллов предотвращается.
Однако здесь стоит учитывать два нюанса:
-
Стоимость топлива возрастает;
-
Присадки эффективны не всегда. Применять их рекомендуется только до момента похолодания. Если же температура понизилась до –5°, процесс кристаллизации парафина уже идет, а значить депрессаторы не дадут никакого эффекта.
Теперь о подогревателях
Наиболее эффективны в борьбе с кристаллизацией (в любых климатических условиях) — комбинированные и электрические системы, которые подогревают топливо и расплавляют уже образовавшиеся кристаллы. Такие устройства, как правило, устанавливаются на фильтрах грубой и тонкой очистки топлива. При этом электроподогреватель, расположенный на фильтре грубой очистки отвечает за подогрев перед запуском, который потребуется для накопления топлива и его последующего использования для разогрева и запуска дизеля. А что с обогревом в процессе эксплуатации? Он осуществляется за счет нагретой обратки, которая может работать вместе с подогретым тосолом.
-
15-150 Вт — при номинальном напряжении питания 12 В;
-
25-275 Вт — при напряжении 24 В.
Такой подогрев подогревает топливный фильтр до нужной температуры и позволяет расплавить кристаллы парафина в течение всего 3-5 минут. Даже, если температура эксплуатации достигает -40°. Если же использовать комбинированный подогреватель после нагревания обратки и охлаждающей жидкости в топливозаборниках до 40-50°, электрообогрев фильтра можно отключить.
Плюсы использования устройства подогрева топливного фильтра:
-
Увеличение максимального пробега автомобиля;
-
Компенсация затрат на оборудование. Это происходит за счет использования качественных дорогостоящих присадок, уменьшения износа дизеля во время холодного запуска, сохранения ресурса аккумуляторной батареи и пр.
Виды подогревателей
Подогреватели имеют разное функциональное назначение, а потому могут быть разных видов:
-
накладной бандажный для подогрева фильтров тонкой очистки;
-
ленточный гибкий, который подогревает топливопроводы и фильтры;
-
проточный, установка которого происходит перед топливными фильтрами тонкой очистки;
-
подогреваемые насадки, подогревающие штатные топливозаборники;
-
стержневой, который используется с системами фильтров-сепараторов;
-
подогреваемые топливозаборники, которые применяются в топливном баке как замена штатных.
Рассмотрим некоторые из видов подробнее.
Электрический бандажный подогреватель, который производится в форме накладной обоймы, устанавливается на корпус фильтра снаружи и подогревает топливо в фильтре перед запуском мотора. Источник питания устройства — аккумулятор автомобиля. Фильтр тонкой очистки — наиболее уязвимый участок топливопровода. Он подвержен непроходимости из-за повышения вязкости топлива при низких температурах.
Выступает как дополнительная часть топливной системы. Устанавливается перед топливным фильтром тонкой очистки в разрезе штатного топливопровода. Результат — обеспечение подогрева топлива в ходе работы двигателя (маршевый режим обогрева).
Обеспечивает внешнюю теплоизоляцию и электроподогрев элементов топливной магистрали, куда входят и топливопроводы, и корпус топливного фильтра. Подогрев возможен как накануне запуска, так и в процессе работы двигателя.
Устанавливаются на штатные топливозаборники и обеспечивают забор топлива из бака в холодный сезон, когда температура снижается до -40°C. В результате подогрева топлива с помощью электронагревателя насадки уменьшается его вязкость. Источник питания — бортовая сеть автомобиля.
Вывод
Автоматические системы подогрева (СПА) представляют собой сочетание вышеописанных устройств в виде единой системы, функционирующей под управлением электронного блока. СПА позволяют комплексно решать возникающие проблемы..
В состав такой системы входят:
-
подогреватели разных видов (бандажный, ленточный гибкий, проточный и пр.);
-
датчик температуры топлива и контрольный блок, которые устанавливаются в моторном отсеке;
-
пульт управления СПА, расположенный в водительской кабине.