Сейчас каждый третий грузовой автомобиль оснащен навигационной системой, а разработчики предлагают специальные отраслевые решения, цель которых - максимальная автоматизация всех процессов (например, учет количества пассажиров). Тем не менее рефрижераторные перевозки, а это довольно крупный сегмент рынка, долгое время оставались в стороне от этих процессов. Но конкуренция растет. И вот все больше транспортных компаний задались вопросом, как снизить затраты на содержание и обслуживание содержание автопарка. Кроме того, они начали искать пути минимизации потерь скоропортящихся грузов.
Давайте рассмотрим несколько важных аспектов, которые нужно принимать во внимание, выбирая систему мониторинга рефрижераторов.
Критерии выбора
Для организации эффективного контроля за рефрижераторами и режимными грузами необходимо понимать:
-
какие параметры будут подвергаться контролю;
-
каким образом будет организовано поступление информации ответственным лицам и службам.
Идеальный вариант:
-
данные от рефрижератора поступают прямо в систему мониторинга транспорта;
-
все происходит в режиме реального времени.
Что необходимо контролировать
В-первых, параметры работы рефрижератора. Ряд из них при выходе за рамки допустимых значений никак не влияют на сохранность груза. Однако они могут свидетельствовать о развитие процессов, способных вызвать сбои в будущем. Так управляющий блок рефрижераторной установки (контроллер) постоянно осуществляет диагностику ее работы.
Во-вторых, температурные параметры. Чтобы правильно оценить ситуацию с грузом, знать только его температуру недостаточно. Нужно также обладать информацией о температуре перевозки. Соответственно, необходимо следить, чтобы ее колебания не выходили за границы допустимых значений.
Скорость реагирования на возникшие сбои
Если данные долго хранятся исключительно в памяти регистрирующего устройства, то даже при фиксации всех этапов поломки спасти груз будет невозможно. Вот почему бортовая аппаратура, подключенная к системе мониторинга дает возможность доставлять информацию о возникновении нештатной ситуации и инструкции водителю практически мгновенно. Вся информация поступает диспетчеру, а также остальным ответственным лицам.
Совместимость с учетными системами и разными марками рефрижераторов
Если парк рефрижераторов представлен большим количеством устройств разных производителей, то, разумеется, гораздо удобнее внедрить единую систему мониторинга и для транспортных средств, и для рефрижераторов. Почему более разумно использовать универсальное устройство сбора данных? Все потому, что применение отдельных бортовых устройств исключает их взаимозаменяемость, а значит процесс сбора данных усложняется.
Нет такого отраслевого решение, которое бы обеспечило автоматизацию технологических процессов. Именно поэтому очень важен эффективный обмен данными между различными программными комплексами. Причем количество автоматизированных рабочих мест не важно. Их может быть множество (службы логистики, ремонта, безопасности и пр.) при едином массиве данных.
Доступность и оперативность сервисного обслуживания
Система мониторинга рефрижераторов всегда должна быть исправна. На это есть несколько причин:
-
Утрата доступа к актуальным данным повлияет на то, насколько оперативно специалист отреагирует на поломку;
-
Для правильного и корректного функционирования системы мониторинга важно, чтобы обслуживающий персонал был готов к устранению сбоев в любой момент.
Стоимость
Цена — немаловажный критерий, но отнюдь не самый главный.
Дешевое решение позволит немного сэкономить. Однако и степень сохранности грузов может оказаться недостаточной.
Системы контроля температуры
Часто разработчики решений для рефрижераторов предоставляют оборудование, которое фиксирует лишь фактическую температуру в изотермическом кузове. Это система измерения, но никак не система контроля. Ведь вмешаться раньше, до возникновения нарушений в режиме перевозки невозможно.
Простейшие оффлайн-регистраторы температуры функционируют автономно и сохраняют данные во внутренней памяти. К тому же они, как правило, рассчитаны всего на несколько тысяч событий. Чтобы просмотреть полученные данные и сменить настройки, прибор необходимо подключить к компьютеру. В этой ситуации возможности вовремя отреагировать на сбои нет. А если оффлайн-регистратор к тому же не оснащен дисплеем, то увидеть температуру груза во время движения не сможет и водитель.
Отсюда вытекает важное достоинство регистратора температуры — это наличие принтера. Он позволит распечатать отчет, а также зафиксировать в момент получения груза отсутствие каких-либо нарушений . В противном случае все претензии со стороны получателя груза лягут на водителя, т. к. ответственные лица не будут иметь доступа к отчету.
Ее одно преимущество — возможность подключения регистратора температуры к бортовому трекеру. Некоторые разработчики предусматривают такую опцию. Она позволяет передавать информацию диспетчеру в режиме реального времени, а значит регистратор уже становится частью мониторинговой системы. Отчет о состоянии температуры груза может быть передан в любой момент в электронном виде. Однако, хоть проблема быстрого установления неисправностей и решается, регистратор все же остается измерительным устройством. Ведь он помогает не предотвращать сбои, а выявлять их. При этом груз уже пребывает в недопустимых условиях.
Регистраторы, как правило, функционируют самостоятельно, вне зависимости от штатной электроники и не имеют ограничений в зависимости от марки рефрижератора.
А вот что касается системы мониторинга транспорта, то она может использоваться только одна. Более того, разработчики далеко не всегда предусматривают загрузку данных в систему мониторинга. В таком случае для анализа лучше применять специализированное ПО.
Системы комплексного мониторинга
Более серьезный и высокий уровень мониторинга могут обеспечить системы, обеспечивающие прием данных прямо с контроллера рефрижератора. Он в свою очередь подключается непосредственно к трекеру с помощью дополнительных фирменных устройств, которые позволяют фиксировать гораздо большее количество параметров. Таких, как точное время запуска и остановки рефрижераторной установки, ее рабочий режим и пр. Диспетчер при этом “видит” текущие показатели и способен сформировать отчет об изменениях параметров за любой отрезок времени.
Описанные фирменные приспособления имеют, однако, некоторые недостатки, а именно:
-
довольно высокая цена;
-
ограниченный перечень марок рефрижераторов;
-
сложности в вопросе интеграции в уже существующие на предприятии системы мониторинга.
Но эти неудобства легко позволит устранить iQFreeze. Это решение принадлежит компании «Кварта Технологии» (РФ) и обеспечивает оперативность выявления различных сбоев, а также более полный контроль параметров.
Особенности продукта iQFreeze
Контроллер с помощью адаптера-регистратора подключается к трекеру.
Далее устройство отправляет данные о температуре груза, состоянии дверей, уровне зарядки АКБ, оборотах двигателя и другую информацию в систему мониторинга.
Преимущества iQFreeze:
-
Эффективный и надежный инструмент контроля работы транспортных средств и состояния грузов;
-
Возможность осуществлять качественный мониторинг и обеспечивать техническое обслуживание оперативно, до появления серьезных проблем и поломок;
-
Удобство и экономию, т. к. iQFreeze можно установить практически на любой рефрижератор (любой марки), а также “связать” с любой системой мониторинга;
-
Широкая сеть представителей, а значит доступность сервисного обслуживания;
-
Специальное приложение iQFreeze Mobile позволяет отправлять информацию еще и водителю (на мобильный);
-
Мониторинг на основе iQFreeze всегда выигрывают у фирменных решений по стоимости.
Но главный плюс iQFreeze — это возможность предотвращения сбоев и неполадок еще при первых их признаках, угрожающих правильному режиму перевозок и сохранности грузов. Это крайне важно для любой компании, поскольку влияет на репутацию и позволяет снизить материальные затраты.