Попробуйте представить, что будет через 10 или 20 лет. Неужели автомобили, поезда, автобусы и другой транспорт останется таким, каким мы видим его сейчас? Очевидно, нет. Ведь работа над проектами по обеспечению мобильности активно ведется каждый день.
Самый явный сценарий — увеличение количества общественного транспорта и переход к использованию электромобилей. А что же с частной мобильностью? Изменения не просто будут. Они уже происходят. И то, что еще вчера казалось надуманным, сегодня становится реальностью.
Судите сами. Развитие частных наземных средств передвижения развивается быстрыми темпами. Когда-то были скейтборд и роликовые коньки, сейчас — самоуправляющиеся моноколесо и гироскутер. Пока эти устройства не стали массовыми, поскольку не оснащены, например, датчиками распознавания местности и помощи при угрозе столкновения. Но благодаря скорости и автономности они — все же хороший вариант для поездок на работу или прогулок.
Еще один немаловажный момент — развитие беспилотников. Если все начиналось с переноса небольших устройств (например, камер высокого разрешения), то сегодня существует возможность поднимать в воздух небольшие кабины с сиденьем и человеком внутри. По сути это “воздушное такси” завтрашнего дня. Они уже тестируются и способны самостоятельно пилотировать из пункта А в пункт В, используя системы предотвращения столкновений.
А как же батареи?
В некоторых случаях их ресурса недостаточно. Они выдают ограниченный объем энергии в течение короткого промежутка времени. При этом времени на зарядку уходит довольно много, а количество рабочих циклов в течение срока службы всего несколько тысяч. Здесь на сцену выходит еще одна технология накопления энергии, выполняющая “реверсивную” функцию — ультраконденсаторы.
Они как раз способны выдавать импульсы высокой мощности за короткий промежуток времени и заряжаться всего за несколько секунд. К тому же в течение своего срока службы эти устройства могут выдержать более миллиона циклов. Объединение ультраконденсаторов с батареями — рациональное и оптимальное решение. Ведь для обеспечения нужных импульсов питания блоки первых не обязательно должны быть огромными, а батарея будет разряжаться медленнее, что увеличивает срок службы.
Что насчет общественного транспорта и грузовых перевозок?
Ультраконденсаторы отлично зарекомендовали себя в использовании на автобусах и трамваях. Потенциальная их область применения — практически все, что движется и останавливается.
Что касается автобусов, то за последние годы уровень гибридизации в сравнении с использованием чистой дизельной энергии резко возрос. Первоначально суперконденсаторы использовались для приведения в действие дверей и частичной регулировки мощности кондиционирования воздуха. Однако теперь , они все чаще встречаются в системах рекуперации кинетической энергии (KERS) и устройствах, для которых характерны частые остановки.
Сегодня уже существуют полноценные электроавтобусы с большими аккумуляторами, ради размещения которых разработчики вынуждены уменьшать вместимость пассажирского салона. Также появляются автобусы, приводимые в действие ультраконденсаторами, которые заряжаются с интервалом около 5 км.
Трамваи и легкорельсовый транспорт также регулярно используют ультраконденсаторы. Легкие грузовые автомобили, оснащенные системами KERS на основе ультраконденсаторов, способны при эксплуатации экономить до 32% топлива по сравнению с использованием дизельного.
Но стоит заметить, что ультраконденсаторы играют важную роль для транспорта не только в гибридных и полностью электрических решениях (настоящих и будущих), но и в стандартных дизельных системах. Например, в случаях сложности запуска двигателя грузовика зимой. Водители грузовых автомобилей в таких случаях вынуждены запускать мотор ночью, чтобы обеспечить питание бортовой сети автомобиля. Использование модуля на основе ультраконденсаторов, специально разработанного для запуска двигателя вместе с батареями позволит заводить автомобиль утром, даже при таких температурах, как -40 ⁰C.